Платно или бесплатно?
03.04.12
Любительское рыболовство во многих странах, в том числе и в России, становится все более ощутимым компонентом в комплексе водопользователей и немаловажным потребителем рыбной продукции. Это касается не только внутренних водоемов, но и морей. Поэтому вопрос – платить или не платить рыболовам за рыбалку – весьма актуален. К сожалению, никто не знает – сколько в нашей стране любителей-рыболовов и какое количество ихтиофауны ими вылавливается.
В начале 70-х годов Минрыбхоз СССР приняло решение о создании специализированной лаборатории рыбного хозяйства, которая разрабатывала научные основы любительского рыболовства. По тем временам любителей-рыболовов в России насчитывалось около 10 млн. Ими в некоторых водохранилищах вылов рыбы в 4-5 раз превышал промысел. В целом по стране в пресноводных водоемах любители вылавливают около 30% промысловой добычи. На долю любительского рыболовства в 70-е годы в США приходилось 5 млн. центнеров рыбы, что составляет свыше 25% общего вылова.
Ограниченность рыбных ресурсов внутренних водоемов и прибрежных зон морей вызвала необходимость организации любительского рыболовства на плановых научных основах с учетом структуры вылова рыбы на каждом водоеме, разработки эффективных средств регулирования любительского лова, участие рыболовов в охране и в воспроизводстве рыбных запасов, в биологической и технической мелиорации используемых водоемов. Без всего этого водоемы могут быть опустошены.
Организация любительского рыболовства началась примерно 40 лет назад. А в октябре 1981г. принято специальное Постановление Совета Министров СССР № 967 «О дополнительных мерах по усилению охраны рыбных запасов и улучшению организации любительского и спортивного рыболовства» и рыболовы объединялись в добровольные общества. Тогда вводилась плата за любительский лов рыбы, но строго в соответствии с «Положением о любительском и спортивном рыболовстве». Была, на мой взгляд, продуманная и эффективная система распределения водоемов для любительского рыболовства (спортивное отличается только тем, что рыба вылавливается не для личного потребления и за установленный промежуток времени). Водоемы делились на три категории:
Водоемы общего пользования (малопродуктивные), охраняются государством. Лов рыбы в них бесплатный.
Переданные (сейчас арендованные) обществам в пользование для организации культурного рыбного хозяйства. Составляется договор госоргана с обществом с перечнем необходимых работ для создания КРХ. Всю работу, в т.ч. охрану, брало на себя общество. Плата на этих водоемах была условной, чтобы иметь какие-то денежные средства для дальнейшего развития.
Культурные рыбные хозяйства. Они объявлялись после выполнения всех условий договора и утверждения госорганами рыбоохраны. После чего могла взиматься плата с рыболовов, чтобы собранную сумму потратить на содержание охраны, зарыбление, мелиоративные работы, приобретение техники, строительство домов для рыболовов. Таким образом, было основание компенсировать денежные затраты, связанные с работой на переданном в пользование водоеме, а плата за услуги, предоставленные для жилья, проката плавсредств, взималась отдельно. Надо особо отметить, что охранники КРХ в борьбе с браконьерами опирались на общественность, они имели право на составление протоколов на нарушителей правил рыболовства. Мало того, директор, ихтиолог КРХ и егеря обществ охотников и рыболовов по статусу приравнивались к младшим государственным инспекторам. Такое право давало Постановление Правительства СССР № 967 от 02.10.1981г. Общественность в те времена играла огромную роль в охране природы и, что самое главное, это было полностью оправдано. Из общего числа нарушений правил рыболовства в стране – половину нарушений (!) вскрывали общественные инспектора. Их подчас побаивались даже государственные инспектора, которые иногда браконьерничали.
Четвертая категория водоемов – это лицензированный лов ценных видов рыб на специально отведенных участках водоемов.
Такая практика ведения платного любительского рыболовства, направленная не только на вылов рыбы, но и на повышение рыбопродуктивности водоемов, никогда не вызывала протестов рыболовов и получала широкую поддержку на протяжении 40 лет.
Однако принятый в 2004 году Закон «О водных биоресурсах» не учел этого положительного опыта. Более того, Постановление Правительства от 30.12.2008г. № 1078 не учло интересы рыболовов, которым важен сам процесс рыбалки, а не услуги в виде питейных заведений и т.п.
По новой редакции вышеупомянутого Закона, пользователь рыбопромыслового участка имеет право получать прибыль за счет распродажи федерального биологического ресурса (рыбы), даже если рыболов не пользовался никакими услугами, что и вызвало в стране законный протест рыболовов. В целях эффективной и рациональной организации любительского рыболовства хочется пожелать чиновникам «Росрыболовства» следующее:
При разработке концепции проекта Закона «О любительском и спортивном рыболовстве» учесть сорокалетний положительный опыт организации любительского рыболовства в стране.
Пользователям водоемов, которые не осуществляют рыбоводно-мелиоративные работы, плату за лов рыбы запрещать. Плата может быть только там, где арендатор или собственник несет определенные затраты, связанные с зарыблением, мелиоративными работами, охраной водоемов от браконьерства.
В проекте закона должно быть понятие «рыбоводные хозяйства рекреационного назначения».
Одна из главных задач «Росрыболовства» – добиться возрождения статуса «общественный инспектор», а затем вернуть через законодательный орган общественным инспекторам право составления протоколов. А в целях усиления охраны рыбных запасов добиваться современного технического оснащения инспекций. Судите сами. В Переславле-Залеском районе Ярославской области инспектор рыбоохраны охраняет три огромных озера, семь плотин, 45 кв.км водоемов и не имеет ни одного технического средства передвижения.