Рыбный ресурс: как изменит рыбалку сервис Deep.Fish

16.01.17

Игорь Мацанюк и компания Deimos инвестируют $1 млн в онлайн-сервис для рыбаков Deep.Fish, где будет и распознавание рыбы с помощью смартфона, и прогноз улова, сделанный искусственным интеллектом.

«Рыбалка — одно из самых популярных хобби, объединяющее обеспеченную группу — взрослых мужчин. Несмотря на это, в мировой IТ-индустрии еще никто всерьез не взялся за создание сервисов, объединяющих рыбаков. Я считаю, это хороший рынок и большая возможность», — говорит председатель совета директоров компании Game Insight и основатель инвестиционного фонда IMI.VC Игорь Мацанюк.

Он сам увлекается рыбалкой и верит, что новый проект кардинально изменит подход к этому хобби — вместо устаревших форумов рыбаки по всему миру получат доступ к интерактивной карте с рыбными местами, смогут прогнозировать улов и распознавать вид рыбы с помощью мобильных приложений.

Рыбалка в цифрах

  • 14 кг рыбы на человека в год потребляют в среднем в России, по данным Росстата
  • 20-25 млн любителей рыбалки насчитывается в России, по данным Росрыболовства
  • 91% рыбаков, по данным ВЦИОМ, рыбачат ради удовольствия, для остальных это способ прокормить семью
  • 500 млн человек в мире увлекаются рыбалкой
  • 2 млн озер и 130 тыс. рек в России
  • 25% рыбаков, по данным ВЦИОМ, предпочитают рыбачить на платных водоемах

Разочарование в госпроектах

В отличие от 45-летнего Игоря Мацанюка его партнер, 28-летний Алексей Спасский, рыбалкой до недавнего времени интересовался мало, его увлекали только компьютеры. Свой первый ПК будущий предприниматель получил в восемь лет и первым же делом снес Windows, зато за шесть часов сам сумел восстановить систему.

Первую свою компанию Спасский основал в 17 лет — занимался установкой программ, починкой «железа» и т.д. Параллельно получал в МГУ два образования: механико-математическое и экономическое. Вскоре студент решил, что обнаружил настоящую золотую жилу — десять лет назад игровые автоматы уже запретили, но еще можно было делать электронные лотереи. «Мы просто взяли платежные терминалы б/у и написали под них софт, всякие «клубнички», «малинки» и пр. Расставили по Москве, и деньги, как тогда казалось, потекли рекой», — вспоминает Спасский. Власти лазейку вскоре прикрыли, запретив и лотереи в терминалах, но прибавку к стипендии заработать удалось.

Студент Спасский решил посмотреть, как работает большой бизнес. Он стал подрабатывать в аудиторской компании ФБК и принимал участие в создании системы для автоматического перевода отчетности РСБУ в МСФО. Затем работал инвестиционным менеджером Softline Venture Partner, побывал членом экспертного совета Фонда Бортника, РВК, участвовал в государственных программах развития предпринимательства.

Но в госпроектах поддержки венчурного бизнеса быстро разочаровался. «Я увидел все эти государственные структуры изнутри и понял, что это тупиковая ветвь, система прогнила изнутри из-за бюрократии и банального воровства. Она изживает креативность, все то, на чем может быть построена глобальная компания», — говорит предприниматель.

Крафтовые сообщества

Переломный момент в жизни Алексея наступил после знакомства с Игорем Мацанюком, которого предприниматель называет наставником в бизнесе, IТ и жизни. В 2011 году Спасский начал работать инвестиционным менеджером в фонде IMI.VС.

Мацанюк — личность на российском венчурном рынке, можно сказать, легендарная. Выпускник Мурманского высшего инженерно-морского училища сколотил первоначальный капитал на торговле подержанными машинами и автозапчастями, а затем перебрался в Москву, где вместе с певцом Сергеем Жуковым создал игровую компанию IT Territory и продал ее Mail.Ru Group. В оплату за свою долю Мацанюк получил деньги и акции Mail.Ru.

В ноябре 2010 года Mail.Ru Group провела IPO в Лондоне, в ходе которого Мацанюк продал все свои акции холдинга за $85 млн, в общей сложности на игровом бизнесе он заработал более $110 млн. Вырученные средства предприниматель инвестировал в фонд IMI.VС, который вкладывается, например, в игровую компанию Game Insight, конструктор интерьеров Planner 5D, сайт для создания приложений My-Apps.com и другие проекты. В 2013 году Мацанюк решил перенести штаб-квартиру Game Insight из Москвы в Вильнюс. По словам предпринимателя, европейская прописка облегчает выход на западные рынки.

Параллельно работе в фонде Мацанюка, Алексей Спасский развивал собственные проекты. В 2014 году Алексей создал компанию Phobos с офисами в Москве и Вильнюсе — она начала с разработки софта под заказ. Среди клиентов — «Донстрой», Alien TT, S7 Airlines. Оборот в 2016 году превысил 80 млн руб.

Позже на основе R&D-подразделения Phobos Спасский сформировал новую компанию для разработки собственных IТ-продуктов для широкой аудитории — Deimos.

Проанализировав IТ-рынок, Спасский заметил тренд: во всем мире набирают популярность так называемые крафтинг-проекты, которые объединяют любителей какого-либо ремесла или хобби. Например, калининградский проект для гитаристов Ultimate guitar создал одно из самых популярных платных приложений в мире, его скачали более 2,8 млн человек, веб-версией пользуются 230 млн пользователей. А проект Love crafts, объединяющий любителей вязать, привлек $20 млн инвестиций.

Идею создать сервис именно для рыбаков предложил Игорь Мацанюк, расходы решили поделить поровну.

Рыбак рыбака

Рунет для рыбаков сейчас — это в первую очередь специализированные форумы. Самые популярные: Rusfishing.ru (его, по данным Alexa.com, ежемесячно посещают 116 тыс. человек), Fion (80 тыс. посетителей), Gdekluet.ru (28 тыс. посетителей). Кроме того, существуют тысячи тематических сообществ, в том числе и локальных, в социальных сетях. Рыбаки обсуждают технику рыбалки, виды рыб, новости с водоемов, играют в тематические онлайн-игры и договариваются о совместных поездках.

Рынок небольшой и консервативный, большинство сайтов оформлены в духе начала 2000-х. Тем не менее, по словам Максима Зотова, основателя социальной сети для рыбаков Fishingspace, рыбаки с неохотой переходят на новые тематические сервисы, их вполне устраивают те, что есть.

Fishingspace был запущен в 2014 году, здесь можно общаться, а также работает интерактивная карта рыбных мест. Ресурс сейчас насчитывает 25 тыс. зарегистрированных пользователей; по словам предпринимателя, половина их них активны. Однако заработать на этой аудитории Зотову не удается. Он создал Fishingspace из любви к рыбалке, по его словам, прибыль социальная сеть так и не начала приносить. Поэтому Зотов сфокусировался на другом своем бизнесе, а социальную сеть рыбаков считает своим хобби.

По оценке Deimos, на специализированных форумах о рыбалке в СНГ ежедневно сидят до 300 тыс. человек, в мире рыбалкой увлекаются более 500 млн человек. Спасский считает основными рынками для себя США и Европу, а Россию использует в качестве тестового полигона. На мировом рынке главный конкурент для Deep.Fish — социальная сеть для рыбаков Fishbrain, которая получила $8 млн инвестиций от компании Northzone в 2015 году.

Наживка для рыбаков

Бета-версия Deep.Fish заработала в конце декабря 2016 года. Как и Максим Зотов, Алексей Спасский решил стартовать с карты «рыбных мест» — как выяснилось, это то, что интересует рыбаков прежде всего. Пока на сайте Deep.Fish работает лишь карта Ленинградской и Самарской областей. Дело в том, что, судя по анализу специалистов Deimos, в этих регионах живут самые активные рыбаки. В ближайшее время сервис начнет подключать и другие города-миллионники в России, а затем по всему миру.

Рыбаки сами отмечают водоемы и места для рыбалки, рассказывают об улове, который можно ожидать, и делятся опытом. Чем больше информации публикует пользователь, тем выше его рейтинг в сообществе. Даниил Пущенко занимает второе место в рейтинге самых активных пользователей, он уже добавил на карту 331 «рыбное место». «Здорово, что Deep.Fish появился. Теперь не надо перечитывать уйму форумов и досаждать вопросами коллег-рыболовов в поисках интересного места для рыбалки», — говорит рыбак.

Карта — это только базовый функционал, он будет существенно расширяться. По задумке интернет-предпринимателей бренд Deep.Fish объединит десять сервисов для рыбалки. «Мы разрабатываем приложения-помощники, которые будут обеспечивать нас данными для прогнозов, а рыбаков — необходимой информацией», — рассказывает технический директор проекта Константин Даруткин. Разработкой софта под его началом сейчас занимаются 20 человек, по словам Алексея, в команде выпускники топовых вузов и финалисты олимпиадного программирования.

Разработчики уже создали прототип мобильного приложения для распознавания пойманной рыбы по фотографии, которое использует нейронные сети. Программисты также разрабатывают сейчас искусственный интеллект — он будет анализировать множество данных (отзывы в интернете, погодные условия, опыт рыбаков и др.) и прогнозировать клев в разных водоемах, давать персонализированные рекомендации рыбакам, где и как им будет проще поймать рыбу. Сейчас идет сбор данных, на основе которых компания будет создавать цифровую экосистему для рыбалки. «Deep.Fish станет первой компанией, связывающей IТ и рыболовство», — говорит Мацанюк.

С монетизацией партнеры решили не спешить. «Наша ключевая задача — занять большую долю на этом рынке и покрыть сервисами все потребности рыбаков, — говорит Алексей Спасский. — Если у нас будет 100 млн пользователей через три года, придумать, как получить с каждого хотя бы по 10 центов, — проблема второго порядка».

Взгляд со стороны

«Рыболовные рекламодатели нищие»

Юрий Гризодуб, исполнительный директор Народной рыболовной лиги России:

«Deep.Fish никому не нужен — проект сделан не рыбаками. Даже при беглом знакомстве с сайтом видно, что это делали люди, незнакомые с рыбалкой. Их выдает неправильное употребление терминов. И тот, кто его делал, понятия не имеет о том, что будет искать аудитория. А для рыболовов могут что-то полезное сделать только люди, сами этим увлеченные. Проект просто не получит развития, соответственно, не отобьет вложения.

Посмотрите, вот, например, Fishingspace, проект с серьезными инвестициями, большим функционалом и мощным движком, но он тихо помирает. Потому что рыболовные рекламодатели нищие, а пользователи не хотят генерировать контент, а только потребляют его».

«Нужны десятки миллионов долларов»

Максим Зотов, основатель социальной сети для рыбаков Fishingspace:

«Чтобы запустить подобный сервис с магазином, подписками, геосервисами и т.д., нужны десятки миллионов долларов. Если проект хочет выходить на мировой рынок, то $1 млн точно не хватит.

На рыболовном рынке много тематических форумов, которые между собой враждуют. Чтобы объединить их, нужно, чтобы ресурс был хорошо раскручен, чтобы его не воспринимали как конкурента. Если Deep.Fish будет мультиязычным и международным сервисом, который объединит людей из разных стран, разных рыболовных клубов, то подключатся лидеры мнений и компаний. Компании нужно позиционировать себя не как один из ресурсов, а как надресурс, такого в мире пока нет».

«Нужно обязательно протестировать гипотезы на настоящих рыбаках»

Замир Шухов, генеральный директор и партнер фонда GVA LaunchGurus:

«Любому стартапу, начинающему разработку своего продукта, мы рекомендуем провести глубокое изучение своей целевой аудитории на предмет поиска масштабной «боли» или неэффективности существующих продуктов. Рыболовство — это свой мир со своими правилами и инструментами. Я верю в то, что опытная команда разработчиков и дизайнеров сможет сделать привлекательный IТ-продукт, и хотел бы пожелать коллегам обязательно протестировать гипотезы на настоящих рыбаках, прежде чем «пилить» функционал».

«Инвестиция для души»

Алексей Соловьев, управляющий директор фонда Prostor Capital:

«Некоторые технологии переворачивают рынки с ног на голову, как это на наших глазах случилось с индустрией такси, например, а некоторые просто упрощают пользователям жизнь. В этом случае пока непонятно, сможет ли новый сервис кардинально изменить жизнь рыбаков. Риски проекта сложно оценить на самом старте.

Если честно, я думаю, что это больше инвестиция для души, чем что-то, что может превратиться в следующего «единорога», компанию с миллиардной капитализацией. Рынок рыбалки совершенно непонятен для инвестиций, но, возможно, Игорь Мацанюк знает его лучше, чем кто-либо другой».

«Назрела необходимость создания инструмента общения рыбаков»

Николай Давыдов, сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital Partners:

«Рынок рыбалки — гигантский, особенно в США. Давно назрела необходимость создания современного инструмента общения рыбаков, сделанного с душой. Например, сами по себе технологии компьютерного зрения в скором времени превратятся в commodity (потребительский товар. — РБК), долгосрочная выгода будет доступна тем, кто сможет получить постоянный источник данных и пользователей. Поэтому начать собирать данные сейчас — хорошая идея».

Добавить комментарий

Adblock
detector